Взрослая еда? Вот это да! Пюре для малыша.
Содержание
Как вводить прикорм детям
По рекомендациям Союза педиатров России
Прикорм — это первая после материнского молока и смеси еда маленьких детей. Продукты прикорма вводят по индивидуальной схеме с учетом развития ребенка.
Но есть общий порядок, на который могут ориентироваться родители, — он прописан в Программе оптимизации вскармливания детей первого года жизни.
Когда родился мой старший сын, я спрашивала у родственниц и подруг, как они вводили прикорм своим детям. У всех был разный опыт: одни начинали с овощных пюре, другие с каши, третьи давали мякоть фруктов вроде нектарина.
У детей все было хорошо, но мне было непонятно, почему нет единого подхода. Как решить, какой продукт будет первым? Как понять, что пойдет хорошо, а от чего у ребенка может заболеть живот или начаться аллергия?
О схеме введения продуктов мне рассказал семейный врач-педиатр. Он привел рекомендации Союза педиатров России, и я вводила прикорм по описанной схеме.
Расскажу о своем опыте и добавлю пояснения эксперта, которые помогут разобраться с природой перевода ребенка на взрослую еду с точки зрения физиологии.
Что такое и для чего вводят прикорм
Прикорм — это любые продукты, которые дополняют рацион ребенка. Введенные по схеме блюда со временем заменяют материнское молоко и смесь, ребенок все реже прикладывается к груди или бутылочке и постепенно переходит на общий стол.
Прикорм вводят для того, чтобы не допустить дефицита нужных для роста и развития микроэлементов. С каждым месяцем ребенку нужно все больше полезных веществ, одного грудного молока или смеси становится мало.
Маленькому ребенку нельзя давать все подряд: в его желудке вырабатываются еще не все ферменты, он не может жевать и испражняться как взрослый человек. Продукты для прикорма грудничкам подбирают с учетом возрастного развития ЖКТ.
Кроме восполнения недостающих микроэлементов, прикорм вводят для того, чтобы ребенок учился жевать, глотать и различать вкусы.
По мнению педиатров, разнообразие продуктов прикорма формирует правильное пищевое поведение ребенка. Это значит, что в будущем он будет есть правильную еду в нормальных порциях: не переедать и не голодать.
Почему грудничку нельзя давать взрослую еду
Строение и функционирование желудочно-кишечного тракта у новорожденных детей не такое, как у взрослого. Органы пищеварения закладываются и формируются еще внутриутробно, однако к моменту рождения не все они могут выполнять свои функции в полном объеме.
В течение первых трех лет жизни и до 10—12 лет органы пищеварения проходят важные этапы развития. Вот чем детский организм отличается от взрослого:
- В первые 3—4 месяца слизистая оболочка полости рта у детей относительно сухая, у них нет зубов, почти всю ротовую полость занимает большой язык, регуляция слюноотделения и заглатывания слюны еще незрелая. Все это влияет на процесс жевания: ребенок физически не может жевать.
- Пищевод, желудок и кишечник у ребенка меньше, чем у взрослого человека. Например, у младенца возрастом 4 дня вместимость желудка примерно 50 мл, в год — 220 мл, а к 10—12 годам становится 1200—1500 мл.
- Органы пищеварения ребенка состоят из серозного, мышечного и слизистого слоев. При рождении мышечный слой органов пищеварения развит слабо, а он отвечает за перистальтику — продвижения пищевого комка по ЖКТ. Слизистая оболочка, в которой расположены железы, выделяющие ферменты для переваривания, в течение первых 3 месяцев жизни увеличиваются в 3 раза, а к периоду пубертата — в 10 раз.
- У детей первых недель жизни низкая концентрация соляной кислоты в желудочном соке и его слабая кислотность. Ферменты желудочного сока адаптированы к гидролизу казеина: он расщепляется с большей скоростью, чем другие белки. Белки растительного происхождения в первые 2 месяца жизни практически не расщепляются, эта способность появляется к 3 месяцам, а с 4 месяцев она имеет высокие показатели — только с этого возраста ребенок может переваривать овощи. Белки мяса начинают перевариваться еще позже, в 5—6 месяцев , эта активность становится хорошо выраженной у 7-месячных детей.
- Формируется микробиота желудочно-кишечного тракта, которая напрямую участвует в процессе переваривания пищи.
Все эти постепенные изменения ЖКТ приводят к тому, что ребенок становится способен переварить «взрослую» еду.
В каком возрасте начинают прикорм
Минздрав в методических рекомендациях говорит, что здоровый ребенок готов к расширению рациона в возрасте от 4 до 6 месяцев. До этого возраста ребенок еще не готов к какой-либо пище кроме материнского молока или молочной смеси.
Национальная программа оптимизации питания детей в возрасте от 1 года до 3 лет в РоссииPDF, 5,4 МБ
Комитет по питанию ESPGHAN в рекомендациях от 2017 года подтвердил, что независимо от характера вскармливания — грудного или искусственного — прикорм должен быть введен в интервале от 17 до 26 недель жизни.
К 4-месячному возрасту гастроинтестинальный тракт ребенка становится более зрелым:
- уменьшается изначально повышенная проницаемость слизистой оболочки тонкой кишки. Это значит, что организм начинает «фильтровать» поступившие продукты. Изначально такого фильтра нет: все продукты легко всасываются и распространяются по всему организму — ребенка легко отравить;
- начинают вырабатываться некоторые «взрослые» пищеварительные ферменты. Это значит, что ребенок может переваривать более разнообразную пищу, а не только молоко или смесь;
- формируется достаточный уровень местного иммунитета, что снижает риск развития аллергических реакций.
К 4 месяцам ребенок уже умеет глотать полужидкую и более густую пищу, что связано с угасанием «рефлекса выталкивания ложки».
Если вводить прикорм после 6 месяцев, то в организме ребенка может появиться дефицит микроэлементов, например железа и цинка, из-за этого может задержаться развитие навыка жевания густой пищи.