0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Манкиева. Ядро российской истории» А.И

Вопрос №5. “Ядро Российской истории” А.И. Манкиева

Памятником русской историографии первой четверти ХVII в. является большой труд «Ядро Российской истории» (1716).

Биография: Алексей Ильич Маникев — историк (? – 1723 г.), поляк по происхождению. Во время войны со шведами Манкеев попал в 1700 г. в плен. В Стокгольме служил в канцелярии русского резидента князя Хилкова. По возвращении в Россию он был назначен в 1720 г. «переводчиком шведского, латинского, польского языков» в коллегию иностранных дел. Ездил с А.И. Румянцевым в Стокгольм; в 1721 г. был на Ништадтском конгрессе; в 1722 — 23 годах был командирован на разграничение между Россией и Швецией. Находясь в плену, Манкеев составил к свое «Ядро истории российской», которое через Румянцева представил Петру .

По словам Манкиева, он «имел на сей труд повеление, а особливо, чтоб описать славные его царского величества дела». Кроме летописей, автор использовал актовые и вещественные источники. «Сей труд» очень отдаленно напоминает сочинения типа летописцев и отличается по своему построению от Степенной книги и Синопсиса. «Ядро Российской истории» делилось на семь книг, каждая из которых разбивалась на главы. Деление на книги соответствовало наиболее характерным и крупным периодам русской истории.

В первой книге Манкиев рассматривает вопросы происхождения русского народа и Российского государства. История Руси, но его мнению, начинается с Рюрика, положившего начало самодержавной власти. Династия русских царей, в целях ее возвеличивания, через Рюрика генеалогически связывалась с династией римских императоров.

Рассматривая вопрос о происхождении названий «славяне», «росы», автор применил метод анализа и сопоставления корней, общих для ряда близких по значению слов. Имя «россианы» производится им от потомка Мосоха — князя Руса, термин «славяне» — от великой славы, которую они заслужили своей храбростью и мужеством. Л. И. Манкиев впервые критически разбирает утверждения историографов других стран, которые, сравнивая корни русских слов с латинскими, отождествляли эти слова и по смыслу («славяне» и «slavus» — невольник, раб). А. И. Манкиев осмысливал имена славянских вождей — Святослав, Венцеслав, Мстислав, Болеслав — и подчеркивал, что «почти все от славы имена имели, а не от невольничества, как некоторым приснилось». Второй его довод сводился к признанию большей древности славянского языка по сравнению с «испорченным римским». Как ни субъективна такая аргументация, она была шагом вперед в русской историографии по пути развития приемов изучения источников.

Статья в тему:  Как узнать есть ли у ребенка аденоиды. Как лечить аденоиды у ребенка? Молочный отвар чистотела

Несовершенство демократического строя привело к раздорам, «несоюзству» среди новгородских «граждан» и заставило их обратиться к варяжским князьям с призывом взять на себя правление на Руси. Политический смысл концепции Манкиева заключался в утверждении давности абсолютизма в России и мысли, что самодержавие — наиболее совершенная форма государственного устройства.

Последующее изложение посвящено истории самодержавной власти, которая обеспечивает, по мнению автора, твердый порядок и проходит в своем развитии следующие этапы: от Рюрика до Андрея Боголюбского и Всеволода Большое Гнездо; от нашествия татаро-монголов до ликвидации их власти при Иване III; от Ивана III до смерти

Федора Ивановича; от Бориса Годунова до Михаила Романова; от Михаила Романова до царствования Петра I по 1712 г.

Так обосновывалась великодержавная схема исторического развития России. Что касается народных движений,

Манкиев отрицательно характеризует городские восстания в Москве в 1648 и 1662 гг.: «бунты черни». Бунтовщиком называет он С. Разина: «даже по самую Рязань и к Москве итти был намерен». Стрелецкое восстание (1682) Манкиев называет «великим смятением» и расценивает его как акт, подготовленный царевной Софьей и направленный против ее противников из числа бояр.

Политическая история в «Ядре Российской истории» занимает основное место, но встречаются известия, касающиеся и экономических вопросов. Например, о торговле с Англией в XV в. Всю книгу Манкиева отличает интерес к вопросам всемирной истории. Так, говоря о происхождении русского народа, автор приводит предания, касающиеся происхождения египтян, греков, римлян, англичан, французов, венгров. Дается представление о византийском законодательстве и особенно о законах Юстиниана. Рассказывает автор и об открытии Америки, о Кромвеле и Английской революции.

Наряду с русскими источниками, Манкиев использует и материалы иностранные, ссылается на античных авторов (Геродота, Ксенофонта, Птолемея, Плиния), польских хронистов (Длугоша, Стрыйковского, Кромера, Вельского и др.). Свидетельства С. Герберштейна сопоставляет с данными русских летописцев. Про посланника шведского короля Карла IX Петра Петрея-де-Ерлезунда пишет: «Во всех своих книгах народ русский без чистой совести и срама ругает».

Статья в тему:  Анатомия клиновидной кости и где она расположена в организме человека. Клиновидная кость черепа

Работа Манкиева была напечатана только в 1770 г., что снизило ее значение в развитии исторической науки. Г. Ф. Миллер как издатель ошибочно приписал авторство книги князю А. Я. Хилкову.

Дата добавления: 2018-06-01 ; просмотров: 519 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector